Сегодня я хочу поговорить на более общую тему – об умении читать вообще, а не исключительно об умении ставить вопросы к тексту.
И снова внесу уточнение. Что значит «уметь читать» в современном понятии? Возможно, кто-то скажет, что имеется в виду знание букв, умение из букв составлять слова, понимать прочитанный текст… Но все-таки в наше информационное время этого мало. Не буду «изобретать велосипед», потому что не только уже существует понятие «читательской грамотности», но и проводятся разнообразные исследования сформированности читательской грамотности.
Итак, читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Здорово сказано, правда? Хотя для человека непосвященного, может быть, это определение покажется излишним. Естественно, что чтение – не самоцель. Еще естественнее понимать прочитанный текст. Если вы так думаете, то либо вы просто не осознали, что значит «понимать и использовать письменные тексты и т.п.», либо вы сами в совершенстве владеете всеми этими умениями, но не обращаете внимания на людей вокруг вас.
А из людей вокруг вас не очень многих можно назвать «читательски грамотными»!
Например, некто взрослый пишет список людей. В одной из граф необходимо указать фамилию и имя человека (и это указано в заголовке графы). Написана только фамилия – о чем это говорит? И таких примеров – масса. А уж о школьниках и говорить нечего. С читательской неграмотностью приходится встречаться очень часто.
Кстати, существуют международные исследования читательской грамотности – PISA, PIRLS – по результатам которых Россия находится далеко не на престижном месте (в 2009 году по исследованию PISA – 41-43 место из 65). Если вас интересуют демоверсии заданий исследования PIRLS, вы найдете их на сайте Центра оценки качества образования.
Попробуйте дать эти задания четвероклассникам, и вы поймете, о чем я говорю.
Возможно, введение новых образовательных стандартов в начальной школе сможет как-то улучшить ситуацию, но говорить о результатах пока рано…
В заключение своих размышлений хочу добавить, что наша школа уже третий год сотрудничает с Центром развития молодежи города Екатеринбурга в проведении различных конкурсов для школьников. И в этом учебном году в числе других конкурсов появился конкурс, как я считаю, именно по читательской грамотности – «Почитай-ка». Детям предлагается несколько разных по формату источников информации (например, художественный текст, рекламное объявление, диаграмма, инструкция, комикс и другое). Нужно изучить источники и выполнить задания.
Более подробную информация вы найдете на сайте cerm.ru
И снова внесу уточнение. Что значит «уметь читать» в современном понятии? Возможно, кто-то скажет, что имеется в виду знание букв, умение из букв составлять слова, понимать прочитанный текст… Но все-таки в наше информационное время этого мало. Не буду «изобретать велосипед», потому что не только уже существует понятие «читательской грамотности», но и проводятся разнообразные исследования сформированности читательской грамотности.
Итак, читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Здорово сказано, правда? Хотя для человека непосвященного, может быть, это определение покажется излишним. Естественно, что чтение – не самоцель. Еще естественнее понимать прочитанный текст. Если вы так думаете, то либо вы просто не осознали, что значит «понимать и использовать письменные тексты и т.п.», либо вы сами в совершенстве владеете всеми этими умениями, но не обращаете внимания на людей вокруг вас.
А из людей вокруг вас не очень многих можно назвать «читательски грамотными»!
Например, некто взрослый пишет список людей. В одной из граф необходимо указать фамилию и имя человека (и это указано в заголовке графы). Написана только фамилия – о чем это говорит? И таких примеров – масса. А уж о школьниках и говорить нечего. С читательской неграмотностью приходится встречаться очень часто.
Кстати, существуют международные исследования читательской грамотности – PISA, PIRLS – по результатам которых Россия находится далеко не на престижном месте (в 2009 году по исследованию PISA – 41-43 место из 65). Если вас интересуют демоверсии заданий исследования PIRLS, вы найдете их на сайте Центра оценки качества образования.
Попробуйте дать эти задания четвероклассникам, и вы поймете, о чем я говорю.
Возможно, введение новых образовательных стандартов в начальной школе сможет как-то улучшить ситуацию, но говорить о результатах пока рано…
В заключение своих размышлений хочу добавить, что наша школа уже третий год сотрудничает с Центром развития молодежи города Екатеринбурга в проведении различных конкурсов для школьников. И в этом учебном году в числе других конкурсов появился конкурс, как я считаю, именно по читательской грамотности – «Почитай-ка». Детям предлагается несколько разных по формату источников информации (например, художественный текст, рекламное объявление, диаграмма, инструкция, комикс и другое). Нужно изучить источники и выполнить задания.
Более подробную информация вы найдете на сайте cerm.ru
5 класс
6 класс
7 класс
8-9 класс
10-11 класс
Ответов, к сожалению, нет. Но составить представление о читательской грамотности задания помогут. Разберите их вместе с детьми, и вы сможете оценить уровень их читательской грамотности...
Комментариев нет:
Отправить комментарий