Обучение может быть развивающим, а может и не быть. Но если оно развивающее, то есть способствует развитию, значит, использует деятельностный подход – это уж обязательно:
Возможно, кто-то из педагогов скажет, что он точно использует деятельностный подход: у него на уроках дети пишут, читают учебник, выходят к доске, отвечают на вопросы, иными словами, на уроке «кипит деятельность». Но в педагогике деятельностный подход трактуется иначе.
Обратимся к терминологии:
- Учебная деятельность – процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.
Обратите внимание на слова «самоизменение», «рефлексивный метод». Наблюдается ли это, когда ученик просто пишет, читает или говорит? Совсем не обязательно. Учебную деятельность необходимо продумывать учителю и создавать на уроке условия для «самоизменения» детей, для «рефлексии», «преломления ребенком через себя» содержания урока.
Сравним основные позиции подходов деятельностного и противоположного, не являющегося деятельностным:
Наверно, не очень легко представить себе это на практике тем, кто работает в традиционном (не деятельностном) русле. Хорошо бы увидеть своими глазами хотя бы фрагмент урока. К сожалению (или к счастью), заниматься видеосъемкой уроков – не наша работа. Но кое-что все-таки есть…
Вот посмотрите, как начинается урок в 4 классе по теме «Наречие». До этого урока дети уже получили некоторое представление о наречии благодаря пропедевтической работе учителя. Теперь они подошли к данной теме в учебнике. Название темы урока школьники формулируют сами после определенной работы. Им предлагают разбить написанные на доске слова на какие-либо группы. Среди слов – разные части речи. Именно по этому признаку ребята предлагают группировать слова. Выписывают известные части речи (этот эпизод в ролике сокращен). Но некоторые слова остались не выписанными – вот вам и проблема…
Трудно предугадать учителю ход урока. Например, здесь одна из учениц практически сразу назвала группы, на которые можно разбить слова, в том числе и «Наречие»…
Посмотрите сами и сравните с традиционным подходом, когда учитель записывает тему урока, сообщает, что такое наречие и т.п.
И еще одно начало урока. Математика в 5 классе, тема - «Определение угла, развернутый угол». Учитель для начала подготовил задание: из четырех фигур на доске выбрать лишнюю. А изображены на доске три угла и треугольник. Нам очевидно, что треугольник лишний. Потом можно будет поговорить о том, что общего у углов, и подойти к определению угла.
Но учитель никогда не может предугадать точно, куда зайдет мысль детей. Например, из данных фигур они выделили развернутый угол – раньше с такими углами они не встречались. И какое терпение нужно иметь учителю, чтобы не прервать этот «полет мысли», выслушать разные мнения и подвести к тому, чего он все-таки добивался!..
Но учитель никогда не может предугадать точно, куда зайдет мысль детей. Например, из данных фигур они выделили развернутый угол – раньше с такими углами они не встречались. И какое терпение нужно иметь учителю, чтобы не прервать этот «полет мысли», выслушать разные мнения и подвести к тому, чего он все-таки добивался!..
Комментариев нет:
Отправить комментарий