Как преодолеть скептицизм некоторых коллег по поводу затеянного эксперимента?
Надо как-то доказать, что деятельностный подход в работе с текстом способствует повышению качества образования. Надо дать возможность педагогам побывать в роли учеников и поработать с текстом. Насколько качественно они усвоят его содержание? Вот мы и провели практическое занятие.
Скажу к слову, что существует интереснейшая технология работы с литературными текстами – технология формирования правильного типа читательской деятельности, которая занимает важное место в УМК «Школа 2100». Причем в системе «Школа 2100» эта технология используется при работе с текстами на всех уроках, значит, для чтения текстов не только литературных. Более подробно об этой технологии можно прочитать на сайте данной образовательной системы.
Мы, конечно, не работаем в этой системе, но, возможно, какие-то элементы в дальнейшем попытаемся использовать…
Для практического же занятия с педагогами мы подобрали научно-популярный текст и придумали задания для групп. Эти задания были составлены на основе Примерного перечня общеучебных умений и навыков (Л.М. Фридман и наше добавление):
Надо как-то доказать, что деятельностный подход в работе с текстом способствует повышению качества образования. Надо дать возможность педагогам побывать в роли учеников и поработать с текстом. Насколько качественно они усвоят его содержание? Вот мы и провели практическое занятие.
Скажу к слову, что существует интереснейшая технология работы с литературными текстами – технология формирования правильного типа читательской деятельности, которая занимает важное место в УМК «Школа 2100». Причем в системе «Школа 2100» эта технология используется при работе с текстами на всех уроках, значит, для чтения текстов не только литературных. Более подробно об этой технологии можно прочитать на сайте данной образовательной системы.
Мы, конечно, не работаем в этой системе, но, возможно, какие-то элементы в дальнейшем попытаемся использовать…
Для практического же занятия с педагогами мы подобрали научно-популярный текст и придумали задания для групп. Эти задания были составлены на основе Примерного перечня общеучебных умений и навыков (Л.М. Фридман и наше добавление):
Итак, текст посвящался истории открытия витаминов и представлял собой статью из книги Э. Вартаньяна «Путешествие в слово»:
Текст был прочитан вслух, но у каждого была возможность работать с экземпляром текста и дальше.
Группам были предложены следующие задания:
Текст был прочитан вслух, но у каждого была возможность работать с экземпляром текста и дальше.
Группам были предложены следующие задания:
- придумать вопросы к тексту;
- разбить текст на смысловые части;
- изобразить графически материал из текста, поддающийся схематизации;
- составить сжатый пересказ;
- составить творческий пересказ.
Работа с текстом оказалась неожиданно интересной для педагогов. Во-первых, задания сами по себе деятельностные – а это никогда не скучно. Во-вторых, учителя посмотрели на работы коллег и что-то для себя открыли.
Например, очень интересные возможности творческого пересказа предложила группа Турновской О.А. Здесь были предложения пересказа от лица ученого, пересказа от первого лица, пересказа в форме сказки про витамины…
Схемами занимались сразу две группы. Даже идеи схем были абсолютно разные. Кто-то взял именно материал, поддающийся схематизации (хотя и он в данном тексте далеко не очевиден) – присутствие в составе пищи белков, жиров, углеводов, воды, минеральных веществ. А группа Гвоздевой Е.А. предложила логико-смысловую модель текста:
Например, очень интересные возможности творческого пересказа предложила группа Турновской О.А. Здесь были предложения пересказа от лица ученого, пересказа от первого лица, пересказа в форме сказки про витамины…
Схемами занимались сразу две группы. Даже идеи схем были абсолютно разные. Кто-то взял именно материал, поддающийся схематизации (хотя и он в данном тексте далеко не очевиден) – присутствие в составе пищи белков, жиров, углеводов, воды, минеральных веществ. А группа Гвоздевой Е.А. предложила логико-смысловую модель текста:
Учитель английского языка Алипичева О.В. буквально поразила всех своей схемой (в коротенькую схему вместилась суть всего текста):
Как выяснилось позже, Ольга Владимировна легко составляет логические схемы к текстам на русском и английском языках, потому что этому ее учили в институте.
А в заключение практикума Е.А. Патрина предложила всем в качестве бонуса публичное выступление со слайдовой презентацией на тему прочитанного текста:
И каков же был итог? Гипотеза о том, что работа с текстом на основе деятельностного подхода будет способствовать качественному усвоению содержания текста, подтвердилась! «Историю открытия витаминов мы запомнили, пожалуй, на всю жизнь», – так сказали некоторые участники практикума. Те, кто промолчал, наверно, об этом подумали…
Надеемся, что со временем учителя все-таки станут сторонниками деятельностного подхода…
А в заключение практикума Е.А. Патрина предложила всем в качестве бонуса публичное выступление со слайдовой презентацией на тему прочитанного текста:
Надеемся, что со временем учителя все-таки станут сторонниками деятельностного подхода…
Комментариев нет:
Отправить комментарий