воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Стартовая ситуация

Настало, наконец, время написать о результатах нашего исследования в начале эксперимента.
Умеют ли дети задавать вопросы к тексту? Хотя бы простейшие…
Учащимся 1 классов был предложен текст «Лев и мышь» (все тексты взяты из книги Л.Н. Толстого):
Для первоклассников задавать вопросы – пока еще новое и сложное дело. Здесь часто встречались переделки повествовательного предложения в вопросительное путем изменения знака препинания в конце предложения («Лев спал?», «Мышь пробежала ему по телу?»).
Были и такие дети, которые сдали чистые листы, не справившись с заданием.
Были такие, кто писал вопросы, совершенно не относящиеся к тексту («Как ты плаваешь?») или относящиеся к тексту с грамматической точки зрения («Сколько тут предложений?»).
Были вопросы, на мой взгляд, тоже к тексту не относящиеся, но все-таки имеющие некоторые точки соприкосновения («Сколько ног у льва?», «Бывают мыши в Африке?»).
Среди всей этой горы «странных вопросов» встретились и жемчужины: «Сколько животных в рассказе?», «Стали лев и мышь друзьями?», «Что могло случиться дальше?».
Вот с первоклассниками и надо начинать работу по формированию умения задавать вопросы. Это как раз будет в их зоне ближайшего развития!
Третьеклассникам (по сравнению с 1 классом) текст достался легкий (надо будет учесть в будущем) – «Косточка»:
Вопросов ставили, в основном, много. Но несколько человек не смогли задать вопросов – писали что-то другое.
Если не обращать внимания на грамотность и вопросительные знаки, то ужаснула корявость многих формулировок вопросов. Вроде понятно, о чем спрашивают, но порядок слов, согласование падежей – так вопросы не задают!
Жемчужиной я бы назвала вопрос: «Как вы думаете, мама догадалась, кто съел сливу?». Хотя были и вопросы по поводу того, почему Ваня покраснел, почему соврал, но таких вопросов было много…
В 5-6 классах давался текст «Мужик и огурцы»:
Рассказ с перечислением повторяющихся действий (продал огурцы – купил курочку, продал цыплят – купил свинку, продал поросят – купил кобылку и т.д.). На будущее надо учесть, что такой текст лучше не брать – зачем нам похожие вопросы («Что купил мужик после того, как продал огурцы?», «Что купил мужик после того, как продал цыплят?» и т.п.)?
Но очень многие дети даже таких вопросов не придумали!
Вопросы нескольких человек я оценила на уровень «0» (оценивала интуитивно). Шестиклассники написали меньше вопросов, чем пятиклассники (общее впечатление). Они почему-то старались придумать что-то заумное, преломить текст через себя. А о простейших вопросах даже не подумали. В одном 6 классе (дети достаточно сильные) задавали вопросы, на которые нет ответа в тексте – перестарались?
Семиклассники работали с текстом «Царь и рубашка»:
Похоже, текст не из легких, потому что с заданием ребята справились слабо. Или эти классы не очень сильные? И снова старались задавать вопросы необычные, забыв о простых. Некоторые дети почему-то решили спросить автора о том, что он не осветил в тексте («Сколько лет царю?», «Чем был болен царь?»). Только вот автор не зря же об этом не написал – значит, это не важно…
И во всех классах вопросы были составлены с большим количеством как грамматических, так и речевых ошибок.
Итак, стартовая ситуация такова. Умение наших школьников задавать вопросы находится на низком уровне. Интересно, сможем ли мы улучшить ситуацию, если направим свои совместные усилия на отработку этого умения?
В конце мая надо будет провести еще раз диагностику по этим же текстам. Тогда можно будет проследить даже индивидуальный «прирост» каждого школьника…

Комментариев нет:

Отправить комментарий