Прежде, чем начинать нашу работу по формированию умения ставить вопросы к тексту, надо договориться, к чему мы будем стремиться.
Во-первых, мы должны проверить умение школьников ставить простейшие вопросы к тексту. Для начала – вопросы к предложению…
Например, имеется предложение «Машина стояла на дороге». Здесь можно задать вопросы к словам «машина», «стояла», «на дороге»:
– Что стояло на дороге?
– Что делала машина на дороге?
– Где стояла машина?
На постановке таких вопросов можно оттачивать умение их грамотно формулировать.
…В тексте много предложений. Практически к каждому можно задать хотя бы один вопрос…
Если рассматривать абзац или целый текст, то общее количество вопросов, по идее, должно превысить сумму их количества ко всем вместе взятым предложениям. У нас появляются изменения, происходящие с чем-то за время действия рассказа; кроме того, появляется контекст, позволяющий сделать выводы, которые явно в тексте не прописаны.
Например:
– Что изменилось в положении машины в конце текста по сравнению с началом (извините за схематичность вопроса)?
– Почему в начале текста машина стояла на дороге? И т.п.
Суть подобных вопросов может быть достаточно сходной у многих людей, работающих с одним и тем же текстом.
А вот третий уровень вопросов, который я выделяю – вопросы настолько творческие, что два разных человека вряд ли когда-то зададут к одному и тому же тексту сходные вопросы подобного уровня.
Мне очень хотелось показать нашим педагогам, какими могут быть вопросы, на примере какого-либо текста. И вот я выбрала текст – он не из легких. Но он в работе с ребятами мог бы убить сразу двух зайцев: способствовать формированию умения ставить вопросы и нравственному воспитанию. Это одно из «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева:
Во-первых, мы должны проверить умение школьников ставить простейшие вопросы к тексту. Для начала – вопросы к предложению…
Например, имеется предложение «Машина стояла на дороге». Здесь можно задать вопросы к словам «машина», «стояла», «на дороге»:
– Что стояло на дороге?
– Что делала машина на дороге?
– Где стояла машина?
На постановке таких вопросов можно оттачивать умение их грамотно формулировать.
…В тексте много предложений. Практически к каждому можно задать хотя бы один вопрос…
Если рассматривать абзац или целый текст, то общее количество вопросов, по идее, должно превысить сумму их количества ко всем вместе взятым предложениям. У нас появляются изменения, происходящие с чем-то за время действия рассказа; кроме того, появляется контекст, позволяющий сделать выводы, которые явно в тексте не прописаны.
Например:
– Что изменилось в положении машины в конце текста по сравнению с началом (извините за схематичность вопроса)?
– Почему в начале текста машина стояла на дороге? И т.п.
Суть подобных вопросов может быть достаточно сходной у многих людей, работающих с одним и тем же текстом.
А вот третий уровень вопросов, который я выделяю – вопросы настолько творческие, что два разных человека вряд ли когда-то зададут к одному и тому же тексту сходные вопросы подобного уровня.
Мне очень хотелось показать нашим педагогам, какими могут быть вопросы, на примере какого-либо текста. И вот я выбрала текст – он не из легких. Но он в работе с ребятами мог бы убить сразу двух зайцев: способствовать формированию умения ставить вопросы и нравственному воспитанию. Это одно из «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева:
Итак, давайте посмотрим, какие вопросы можно придумать к тексту. Кстати, простейших вопросов здесь особо много не задашь. Но мы их зададим к какому-либо тексту попроще. А вот интересно, какие вопросы более высокого уровня можно здесь придумать. Предлагаю такие:
– Почему автор сравнивает жизнь с ледовым полем? Ответ запишите одним предложением.
– Что автор понимает под выражением «красиво исправлять свои ошибки»? Ответ запишите одним-двумя предложениями.
– В чем заключена основная мысль текста?
Думаю, это вопросы хорошего уровня, но пока еще не совсем творческие.
А вот, например, последний из этих вопросов можно переделать так:
– В чем заключена основная мысль текста?
а) надо всегда указывать человеку на его ошибки;
б) телевизионные передачи стали неинтересными;
в) конькобежцы часто ошибаются;
г) уметь исправлять свои ошибки – важное умение.
Здесь уже больше творчества в подборе возможных вариантов ответов. Думаю, тогда вопрос достаточно творческий.
Или вот такие вопросы:
– Найдите в первом абзаце слово «обоймы». Каким словом его можно здесь заменить?
а) патроны;
б) ряды;
в) кассеты;
г) магазины.
– При помощи какого фразеологизма можно подбодрить человека, совершившего ошибку?
а) «И на солнце есть пятна»;
б) «О, святая простота!»;
в) «Горе побежденным»;
г) «Гладко было на бумаге».
Если в первом из них оригинальны возможные варианты ответов, то во втором оригинальна и сама идея такого вопроса…
Итак, рассмотрев такие варианты вопросов на практическом семинаре, мы определили для себя, к чему будем стремиться в формировании у школьников умения задавать вопросы. А что получится – посмотрим…
P.S. Умение задавать вопросы, думаю, хорошо не само по себе, а в паре с умением четко представлять ответ на поставленный собой же вопрос. Так что в идеале учим школьников задавать вопросы и отвечать на них.
– Почему автор сравнивает жизнь с ледовым полем? Ответ запишите одним предложением.
– Что автор понимает под выражением «красиво исправлять свои ошибки»? Ответ запишите одним-двумя предложениями.
– В чем заключена основная мысль текста?
Думаю, это вопросы хорошего уровня, но пока еще не совсем творческие.
А вот, например, последний из этих вопросов можно переделать так:
– В чем заключена основная мысль текста?
а) надо всегда указывать человеку на его ошибки;
б) телевизионные передачи стали неинтересными;
в) конькобежцы часто ошибаются;
г) уметь исправлять свои ошибки – важное умение.
Здесь уже больше творчества в подборе возможных вариантов ответов. Думаю, тогда вопрос достаточно творческий.
Или вот такие вопросы:
– Найдите в первом абзаце слово «обоймы». Каким словом его можно здесь заменить?
а) патроны;
б) ряды;
в) кассеты;
г) магазины.
– При помощи какого фразеологизма можно подбодрить человека, совершившего ошибку?
а) «И на солнце есть пятна»;
б) «О, святая простота!»;
в) «Горе побежденным»;
г) «Гладко было на бумаге».
Если в первом из них оригинальны возможные варианты ответов, то во втором оригинальна и сама идея такого вопроса…
Итак, рассмотрев такие варианты вопросов на практическом семинаре, мы определили для себя, к чему будем стремиться в формировании у школьников умения задавать вопросы. А что получится – посмотрим…
P.S. Умение задавать вопросы, думаю, хорошо не само по себе, а в паре с умением четко представлять ответ на поставленный собой же вопрос. Так что в идеале учим школьников задавать вопросы и отвечать на них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий