Итак, какова же она, реальная ситуация? Что могут наши ученики, а чего не могут?
Хорошо, конечно, говорить, о требованиях стандартов, о нашей ответственности за конечный результат. Мне иногда кажется, что если бы за качество образования, не соответствующее стандартам, педагогов сажали в тюрьму (извините за такое предположение, хотя, все быть может), мы бы там буквально прописались (только кто бы тогда учил детей?). И дело не обязательно в наших недоработках. Я знаю опытных учителей, которые не жалеют времени и сил для работы, но при всем своем желании и старании они не могут «дотянуть» до требований стандартов. Всегда найдутся в классе ребята, которые не освоят необходимый минимум. То ли этот минимум завышен, то ли дети деградировали (хотя такие были во все времена).
Некоторые даже в 9 классе умудряются свои фамилию и имя писать с ошибками, читают по слогам, не могут найти в учебнике правило, которое специально выделено шрифтом и т.п.. Возможно, кому-то это покажется дикостью. Тем не менее, такова ситуация в обычной школе (где учатся все дети без какого-либо отбора).
Замечательных вещей требует от нас новый стандарт! Например, деятельностного подхода. А он, в свою очередь, предполагает, что результатом образования должны быть не только (и не столько – в нашем информационном обществе) предметные знания, но, прежде всего, универсальные способы деятельности. В новом стандарте говорится о формировании универсальных учебных действий (выделяются четыре вида):
Хорошо, конечно, говорить, о требованиях стандартов, о нашей ответственности за конечный результат. Мне иногда кажется, что если бы за качество образования, не соответствующее стандартам, педагогов сажали в тюрьму (извините за такое предположение, хотя, все быть может), мы бы там буквально прописались (только кто бы тогда учил детей?). И дело не обязательно в наших недоработках. Я знаю опытных учителей, которые не жалеют времени и сил для работы, но при всем своем желании и старании они не могут «дотянуть» до требований стандартов. Всегда найдутся в классе ребята, которые не освоят необходимый минимум. То ли этот минимум завышен, то ли дети деградировали (хотя такие были во все времена).
Некоторые даже в 9 классе умудряются свои фамилию и имя писать с ошибками, читают по слогам, не могут найти в учебнике правило, которое специально выделено шрифтом и т.п.. Возможно, кому-то это покажется дикостью. Тем не менее, такова ситуация в обычной школе (где учатся все дети без какого-либо отбора).
Замечательных вещей требует от нас новый стандарт! Например, деятельностного подхода. А он, в свою очередь, предполагает, что результатом образования должны быть не только (и не столько – в нашем информационном обществе) предметные знания, но, прежде всего, универсальные способы деятельности. В новом стандарте говорится о формировании универсальных учебных действий (выделяются четыре вида):
Учебники нового поколения строятся с учетом всего этого. Возможно, нынешние первоклассники, начавшие обучение по таким учебникам, будут более успешными в овладении школьной программой и подготовке к дальнейшей жизни…
Но что делать учителям 2-9 классов? Надо тоже выбирать лучшие ориентиры. Конечно, пытаться «объять необъятное» не нужно…
На проведенном недавно педсовете мы своим педагогам предложили сосредоточиться для начала на формировании познавательных учебных действий. И то не на всем спектре. Решили начать с азов – общеучебных умений работы с текстом. Если помните, формирование общеучебных умений провозглашали еще стандарты первого поколения. Только вот формируем ли мы их? А ведь эти умения как раз являются основой для формирования определенных универсальных учебных действий!
И еще упростили задачу на ближайшие два месяца работы (а упростив задачу, сделали более реальным достижение цели). Мы решили из всех общеучебных умений работы с текстом взять только самое первое – «Постановка вопросов к прочитанному тексту». Вот так. «Тише едешь – дальше будешь».
Важно ли это умение? Думаем, что организованная должным образом работа по составлению вопросов к текстам сможет обеспечить деятельностный подход в обучении.
Умеют ли дети задавать вопросы по прочитанному? Об этом я напишу в ближайших публикациях…
Но что делать учителям 2-9 классов? Надо тоже выбирать лучшие ориентиры. Конечно, пытаться «объять необъятное» не нужно…
На проведенном недавно педсовете мы своим педагогам предложили сосредоточиться для начала на формировании познавательных учебных действий. И то не на всем спектре. Решили начать с азов – общеучебных умений работы с текстом. Если помните, формирование общеучебных умений провозглашали еще стандарты первого поколения. Только вот формируем ли мы их? А ведь эти умения как раз являются основой для формирования определенных универсальных учебных действий!
И еще упростили задачу на ближайшие два месяца работы (а упростив задачу, сделали более реальным достижение цели). Мы решили из всех общеучебных умений работы с текстом взять только самое первое – «Постановка вопросов к прочитанному тексту». Вот так. «Тише едешь – дальше будешь».
Важно ли это умение? Думаем, что организованная должным образом работа по составлению вопросов к текстам сможет обеспечить деятельностный подход в обучении.
Умеют ли дети задавать вопросы по прочитанному? Об этом я напишу в ближайших публикациях…
Комментариев нет:
Отправить комментарий